Как и предрекали эксперты, рынок ИТ в 2009 году претерпел серьезные изменения. Участники рынка расходятся в оценках, но не ставят под сомнение его падение в 2009 году.
Участники рынка расходятся в оценках, но не ставят под сомнение его падение в 2009 году. Максим Шенцев, генеральный директор компании «Лидер АйТи», говорит о сокращении продаж розничным компаниям на 20−30%. «50 процентов розничных сетей срезали расходы на ИТ наполовину, отказавшись от внедрения новых продуктов», — говорит он. Заказчики переориентировались с громоздких и всеобъемлющих приложений на решения, дающие быстрый эффект и осязаемый результат. Как говорит Антон Шахлевич, руководитель практики Microsoft Dynamics компании «Норбит», «раньше клиенты хотели много всего и с запасом на будущее, сейчас же их обращения связаны с решением конкретных задач по мере их реального появления». Как следствие, уменьшились масштабы проектов, их стоимость и количество. Но больше всего спрос упал на «железо» — компьютеры, серверы, ЦОД и другое оборудование.
На самое нужное
Сейчас востребованы недорогие и быстрые во внедрении решения с понятным результатом. Относительно легко компании инвестируют в развитие существующих, пусть даже устаревших, систем. «Затраты бизнеса носят сегодня менее инвестиционный характер, компании инвестируют в самое необходимое: снижение затрат, повышение прозрачности и эффективности, — соглашается Игорь Богачев, директор по работе с клиентами SAP СНГ. — На первый план по актуальности вышли решения по финансам, учету и контролю затрат, по быстрой и гибкой аналитике, управлению взаимодействием с клиентами». Александр Сова, директор филиала «АйТи» в Самарской области, также признает: поменялась структура рынка. «Сейчас в рознице нет таких крупных проектов, как было еще два-три года назад. Капитальные вложения заказчиков ИТ-систем в этом году были сильно секвестированы. На корпоративном рынке проседание составило 30−40 процентов», — считает он.
Рост выручки и планомерное сокращение постоянных издержек стали спасительными мантрами для розницы. Однако не менее важно при этом видеть картину целиком и иметь возможность работать с деталями, а это задачи для систем управления бизнесом.
«Оптимизация происходит и на операционном уровне, и на уровне управления. Принятие разумных и быстрых управленческих решений невозможно без актуальной и оперативной информации», — говорит Игорь Богачев из SAP. В качестве примера внедрения в рознице в SAP приводят опыт сотрудничества с казанской сетью супермаркетов домашней еды «Бахетле», где был реализован проект с обширной функциональностью. Он решает в том числе задачи организации процесса управленческого учета, автоматизации ручного труда и всех основных бизнес-процессов.
Дмитрий Петров, генеральный директор Группы компаний «ЛАД» из Нижнего Новгорода, говорит о том, что сейчас клиенту важна скорость внедрения и комплексность, и приводит другой пример. «Что касается ИТ-решений для розничного сектора — собственники не отказались от автоматизации совсем, а нацелены на более быстрый результат, — говорит он. — Как правило, клиент хочет сразу решить проблему в комплексе: получить компьютеры, торговое оборудование, программное обеспечение. В таких условиях крайне необходимо соблюдение сроков сдачи проекта». С внедрением автоматизированных систем розничных точек создается единое информационное пространство, в котором вся информация о движении товара оперативно поступает в центральный офис. Их запуск также увеличивает проходимость покупателей и минимизирует ошибки персонала».
Кроме того, на первый план вышла концепция управления взаимоотношениями с клиентами, в ИТ-терминологии более известная под аббревиатурой CRM (англ. Customer relationship management). Сергей Львов, генеральный директор приволжского офиса ГК «ИНТАЛЕВ», считает, что CRM нужно воспринимать через три составляющие: CRM как концепция, CRM как технология и CRM как конкретная реализация инструмента – например, в виде ПО. «Чаще всего компаниям необходимо начинать с простого – с контроля над протеканием процессов продаж, маркетинга и сервиса. И уже вслед за этим внедрять концепцию CRM на общекорпоративном уровне», — советует он.
Не выходя из дома
Не менее важным в рознице стал рост популярности интернет-торговли. Многие пользователи получают необходимую информацию именно с помощью Интернета. Наиболее отчетливо откликнулись на новый фактор сети магазинов компьютерной техники и электроники.
Впрочем, Интернет как канал продаж все активнее используют все компании, так или иначе работающие на рынке конечных потребителей: банки, компании связи, страховые компании и другие. По мнению Александра Совы, это вполне объяснимо: на фоне увеличения числа интернет-пользователей и роста скоростей доступа в дальнейшем объем продаж через этот канал будет расти. «К Интернету стали относиться как к нормальному средству коммуникаций. Наличие сайта позволяет компании добиваться лучших результатов – сейчас обычно знакомство с услугами любой компании начинается с ее интернет-сайта», — считает он. Его слова подтверждает практика, например, сети магазинов компьютерной техники «Санрайз». «Если проанализировать весь период работы нашего интернет-магазина, то наблюдается тенденция роста, — рассказывает Светлана Шишова, директор самарского филиала гипермаркета «Санрайз». — На сегодня через наш интернет-магазин совершается около 10 процентов покупок от общего объема продаж».
По мнению Дмитрия Петрова, кризис стал стимулирующим фактором для интернет-торговли. Роль виртуальных магазинов, несмотря на прогноз скептиков, в последнее время существенно возросла. Хотя, конечно, выживут не все, отмечает Петров. Решающую роль при выборе продавца получают такие факторы, как цена, способ и сроки доставки, гарантия, ассортимент.
Источник: www.telecom63.ru